google-site-verification: googleaa890053033d02be.html Неврология для вас: мозг - дети и родители

мозг - дети и родители

Детско - родительские и родительско - детские взаимоотношения относятся к группе биологических потребностей, касаются каждого и обеспечиваются врожденными программами, включенными в мозговые структуры, очень близко находящиеся друг к другу.
Схема реализации родительско - детской программы

Каждая группа поведенческих программ реализуется работой особых нервных клеток, которые находятся в глубинных (древних) структурах головного мозга. 
Важнейшими являются гипоталамус (его называют "центром бессознательного") и базальные ганглии больших полушарий.
 Запуск программ родительского - детского взаимодействия зависит от нескольких факторов - гормонального фона, сигналов из внутренней среды организма, сигналов из внешней среды. 
Например, он тесно связан с передней частью гипоталамуса.
Миндалина влияет на оборонительное поведение человека. При своей повышенной активности, усиливает его и может помешать взаимоотношению детей и родителей.
Родительско - детские и детско - родительские программы - две, взаимосвязанные системы. 
Они замкнуты друг на друге и функционируют вместе. Состояние матери очень отражается на состоянии ребенка и состояние ребенка - отражается на состоянии матери.
Несмотря на то, что программы врожденные, к ним быстро добавляется обучение. 
Кора головного мозга заучивает определенные моменты и поведение становится более четким и осмысленным.
И для родительского и для детского поведения важным является состояние гормонального фона. Гормоны запускают материнское поведение и удерживают его на достаточном уровне интенсивности.
В ходе исследований материнского - детского взаимодействия решаются  фундаментальные прикладные задачи - изучение мозговой, медиаторной, эндокринной основ. Исследуются механизмы развития их нарушений (депрессии, мании, аутизм), изучаются пути коррекции  нарушенных взаимодействий между матерью и ребенком.
К основным анатомическим структурам, обеспечивающим материнское поведение, принадлежат ядра переднего гипоталамуса, рядом находящееся ядро базальных ганглиев, покрышка среднего мозга. 
В первом запуске взаимоотношений, ключевую роль играют пролактин, окситоцин, эстрогены, (прогестерон). Они усиливают родительскую мотивацию и ослабляют повышенную тревожность.
В процессе общения, формируются соответствующие поведенческие навыки и при повторных родах все становится проще. 
Поэтому, для данного процесса важно предварительное  общение с новорожденными детьми, игра в куклы в детском возрасте.
Удовольствие от взаимодействия с детенышем имеет дофаминовую основу. Ключевую роль играют гормоны, которые обеспечивают сначала беременность, затем роды. Пролактин и окситоцин - на первом месте. 

Пролактин - крупно молекулярный белок, играет роль главного фактора, усиливающего родительскую любовь и влияет на лактацию. Его концентрация нарастает в течение беременности. Во время родов происходит всплеск пролактина, способствующего выработке молока и запуску центра материнского поведения. 
Окситоцин - тоже резко повышается во время родов, а после них, он способствует сокращению молочных протоков и выходу молока.
Кофакторы - сенсорные тактильные ощущения, звук, запах помогают гормональным. Нейроэндокринно - рефлекторная дуга их объединяет и формирует петлю положительной обратной связи (при кормлении грудью выделяется больше гормонов и больше вырабатывается молока).
У мужчин пролактин отвечает за отцовскую мотивацию. Это гибкая система - при контактировании с детьми уровень пролактин в крови увеличивается.
Окситоцин - тоже усиливает родительское поведение. Это маленькая молекула, содержащая 9 аминокислот. Он отвечает в принципе за привязанность - взаимоотношение полов, дружеские отношения, делает нас более щедрыми, альтруистичными, но, в основном, по отношению к своим - а по отношению к чужим - окситоцин может повышать агрессию.
Физический контакт двух людей (поцелуи, объятия) повышает количество окситоцина в крови. Его много выделяется во время секса, при кормлении грудью, а гигантский всплеск - во время родов. Решение о родах принимает ребенок и выделяет фактор, который вызывает выделение окситоцина гипофизом мамы. 
Этот же окситоцин в мозге ребенка устанавливает привязанность к маме. 
Окситоцин часто "бурлит" и в крови бабушек - дедушек. В какой - то момент организм перестает генерировать яйцеклетки и внимание переключается на выращивание внуков. 
Наш заранее мозг предст как выглядит ребенок. 
Что то похожее на детей (кошечки, мягкие игрушки, маленькие собачки) тоже повышает уровень окситоцина. Их часто используют в рекламе.
Реализатором материнского поведения является дофамин. Его большое количество может повлечь чрезмерное родительское поведение - гиперопеку.
Но, встречается нередко и материнская депрессия - когда появление ребенка на свет не радует. Первопричиной являются гормоны когда снижается количество окситоцина и центр материнского поведения не включается. 
Легкие симптомы послеродовой депрессии встречаются почти у половины, а в 1- 15 % могут быть и более выраженные депрессивные симптомы.
Ребенок и мама - замкнутая система. Если ребенку  не хорошо,то и маме тоже. Предпосылками может служить склонность к депрессии в принципе, стресс во время беременности и др. Но - надо понимать что эти трудности временные, существуют варианты психотерапии для уменьшения этих симптомов.
Казеины грудного молока могут сыграть свою роль в этом процессе. Они имеют гормоноподобные фрагменты. Один из них походит на опиоидные пептиды и помогает ребенку успокаиваться. 
Но казеины молока могут разрушаться не только в пищеварительной системе ребенка, но и в протоках молочной железы. И в это тоже влияет на формирование депрессивных симптомов.  На материнское поведение он влияет наоборот. Микродозы опиоидов снижают материнское  поведение.

 Схема реализации детско - материнской программы

В детском поведении та же логика, что и в материнском. Есть врожденная программа и обучение. Мама - источник еды, безопасности и тепла. 
В первый год нейронные сети продолжают созревать. Если мамы нет рядом, то это отражается отрицательно в дальнейшем поведении ребенка.
Реализуют детское поведение те же структуры,  что родительское, но добавляются еще два центра - обонятельная луковица и голубое пятно - зона отвечающая за безопасность.  Его медиатор - норадреналин. Человеческий детеныш врожденно знает общее очертание лица человека.
В дополнение к этому работает импринтинг (запечатление) - система особого блока памяти. 
Благодаря ему, в момент родов мама запоминает ребенка, а ребенок маму. И этот образ (у ребенка - мамы, а у мамы - ребенка) всю жизнь присутствует в нашем мозге.
Опиоидно подобные пептиды из казеина оказывают на ребенка положительное влияние, они его успокаивают.
При аутизме центры детской привязанности и зеркальные нейроны работают недостаточно. 
При легком аутизме адаптация достигается педагогическими средствами.
Материнское  поведение и забота о детях - очень важная часть нашей психической деятельности. Она наполняет душу как радостями так и переживаниями и сохраняется  практически на всю жизнь.

1 комментарий:

  1. Честно говоря, я думаю, что объяснение столь раннего наступления менопаузы у женщин тем, что она должна растить внуков, является спорным. Раньше люди жили всего 30-35 лет. Яйцеклеток хватало с головой на этот период. А теперь пол жизни ты уже не женщина. Я вот не успела психологически дозреть до материнства вовремя, и очень жалею. Раньше померла бы в 35 - 40, да и дело с концом. Теперь пол жизни нет возможности ничего исправить.

    ОтветитьУдалить