google-site-verification: googleaa890053033d02be.html Неврология для вас: Физиология речи, афазия

Физиология речи, афазия

Речь - это высший способ общения и взаимодействия между людьми с помощью языковых структур,  метод передачи информации друг другу с помощью звуковых сигналов, письменных или пантомимических знаков. Речь представляет собой процесс общения людей посредством языка.
Речь представляет собой, с одной стороны - восприятие и понимание языка, с другой - формирование и формулирование мыслей и умозаключений с помощью языка.

Физиология речи

Речевая деятельность имеет сложнейшую физиологическую организацию. На различные функциональные звенья  речи влияют определенные мозговые структуры.  
Полноценный речевой процесс обеспечивается  их совместной  слаженной работой.
Основоположниками изучения мозговой организации речи являются Поль Брока и Карл Вернике.
Речь бывает внешней и внутренней, устной и письменной.
Внешняя различается на имперссивную (понимание слышимой речи и читаемых текстов) и экспрессивную речь (высказывание).
Произношение звуков (фонация) реализуется голосовыми связками, которые иннервируются верхним гортанным нервом, веточкой блуждающего. 
Центральная координация произношения звуков происходит в  коре головного мозга и его подкорковой части (диэнцефальная область,  ретикулярная формация). 
Информацию о состоянии речевого аппарата головной мозг
получает с помощью чувствительных волокон, начинающихся от  мышц губ, щек, языка и гортани. 
Они следуют в продолговатый мозг и на границе с варолиевым мостом присоединяются к большому  пути, идущему от мышц тела, рук и ног -  и все вместе,  оканчиваются в той зоне коры головного мозга, которая анализирует чувствительность. 
Двигательные же пути реализуют артикуляцию с помощью мышц рта, языка, нижней челюсти, неба. 
Этот процесс иннервируется  V, VII,  IX,  X и XII черепно - мозговыми нервами. 
Их ядра  принимают сигналы из мозжечка, полосатого тела, бледного шара, диэнцефальной зоны,  двигательного анализатора коры головного мозга.
Чувствительные и двигательные пути являются основой  безусловных звуковых рефлексов. На их базе в коре головного мозга, на основе восприятия различных звуков, слов, сочетания звуков и слов, формируются сложные условные речевые функции.
Условные речевые рефлексы тоже имеют сенсорную и моторную составляющие.
Определенные зоны коры головного мозга у взрослого человека имеют свое преимущество при формировании речи.
В заднем отделе нижней лобной извилины  располагается центр моторной речи, который называется центром Брока. В заднем отделе верхней височной извилины расположена зона  сенсорной речи - цент Вернике.

                                              Нарушения речи

Расстройства речи исследуют  неврологи, нейропсихологи, логопеды.
Речь может нарушаться относительно изолированно от иных высших мозговых функций. Это наблюдается при локальных поражениях мозга. Либо в комплексе с другими проблемами когнитивной сферы при деменциях.
Афазия – нарушение уже сформированной речи. Возникает при очаговых поражениях коры и близкой к ней подкорки левого (у правшей - доминантного) полушария. Представляет собой системное расстройство различных форм речи при сохранности  слуха и двигательных способностей речевого  аппарата - речевых мышц (язычные, гортанные дыхательные).

Моторная афазия
При поражении центра Брока, возникает моторная афазия - нарушение устной речи, которая часто сочетается с расстройством письма - аграфией. Затрудняется способность говорить, но человек понимает обращенную к нему речь. 
При частичной моторной афазии  страдает произношение отдельных слов или предложений.
Часто допускаются ошибки, которые  замечаются самим говорящим.  Иногда речь приобретает своеобразный телеграфный стиль, лишаясь глаголов и связок. 
Или - у больного сохраняется способность повторять только одно слово или предложение (речевой эмбол).
Центр письма (графии) расположен в задних отделах средней лобной извилины.  При его поражении  возникает аграфия - нарушается речь письменная.
Сенсорная афазия
Центр сенсорной речи располагается в височной области, в заднем отделе верхней височной извилины.  У правшей слева и у левшей справа. Он называется центром Вернике и способствует  пониманию устной речи.
Анализ и синтез звуковой информации, ее сопоставление  с теми или иными понятиями, предметами, представлениями происходит в коре головного мозга именно с участием центра Вернике.
Понимание речи развивается  у ребенка раньше всех других речевых функций, поэтому, поражение зоны Вернике в детстве влечет за собой  нарушение  функции и других видов речи.
При его поражении утрачивается способность понимания слов, их смысловое распознавание. Возникает сенсорная афазия (словесная агнозия). Слова воспринимаются как набор непонятных звуков. 
Вопросы и задания не понимаются, буквы в словах могут заменяться (литеральная парафазия) или вместо одних слов произносятся другие (вербальная парафазия).
Дефект своей речи при сенсорной афазии часто не осознается.  Нередко, он компенсируется избыточным количеством речевой продукции (логорея).  Сенсорная афазия часто  сочетается с расстройством чтения (алексия).
Амнестическая афазия
При поражении задних отделов нижней височной извилины возникает амнестическая афазия, при которой, нарушается способность  произносить название предметов,  назначение которых  хорошо известны.
Центр лексии - способности узнавать (гнозия) печатные знаки и умение читать, находится в угловой извилине теменной доли (у правшей слева, у левшей справа).  При ее нарушении  развивается алексия - расстройство понимания письменных и печатных знаков.
Семантическая афазия 
Возникает при поражении  области перехода нижней теменной дольки в височную и затылочную. Происходит нарушение понимания смысловых различий между различными понятиями. Например, не замечается различие между понятием "брат отца" и "отец брата". 
Аграфия
Процесс письма сопряжен с движением глаз по строчкам и производится  правой рукой (у правшей). При письме,  начертаются буквы, соответствующие определенным звукам,  они строятся в определенные  слова и фразы.  Утрата этой способности называется аграфией. 
Изолированно, аграфия возникает при поражении заднего отдела средней (второй) лобной извилины, рядом с центром поворота глаз и головы и движения руки в левом полушарии у правшей.
Несмотря на относительное территориальное разобщение, все мозговые  зоны речи объединены между собой внутрикорковыми, корково - подкорковыми, межполушарными и др. связями и  действуют как единый механизм, совместно участвуя в речевой продукции. 
Нейропластичность мозга 
Правша и левша  

Комментариев нет:

Отправить комментарий